Человек троечастен. Об этом говорит Писание: «И ваш дух и
душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа
нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23). Есть, как видим, в человеке дух, душа и
тело. Есть, соответственно, и сферы жизни духовные, душевные и телесные. Их
нельзя ни смешивать, ни путать, ни менять местами. Так же и Матерь Божия
говорит: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе
Моем» (Лк. 1, 46–47).
Знаменитая безбрежность русской души характерна именно
отсутствием середины. В этой безбрежности либо плоть без души, либо такие
редкие, но сияющие высоты духа, что смотреть больно. И полное пренебрежение
серединой. Святого человека встретить легче, чем просто порядочного. И хранителями
этой диспропорции являются часто церковные люди. Они способны хвалиться тем,
что в институтах не обучались и Моцарта принципиально не слушают, как будто в
этом есть что-то еще, кроме специфического большевизма.
Именно с людьми, находящимися в середине, говорить
необходимо. Генетически и психологически они – представители масс, но бытийно
они уже на пути в неизвестную сторону. Их штормит, у них появляются вопросы.
Они путешествуют, что-то с чем-то сравнивают, пытаются читать и думать. Они
робко заходят в наши храмы, надеясь, что кому-то их появление нужно, и кто-то
им уделит время и внимание. Это – творческий залог серьезных будущих
преобразований. И тут возникает соблазн подстрелить человека на взлете «высокой
духовностью», той, что без середин, а сразу – в самое небо. Это лучший способ
испугать, оттолкнуть, а то и просто покалечить человека непропорциональной
строгостью требований, полным отсутствием педагогического такта и рассуждения.
Состоя в основной массе из сплошных новоначальных, мы –
церковные люди – устремлены в небо и только в небо, пренебрегая уборкой
территории, на которой проживаем земную реальность. Мы ждем и требуем от всех и
от себя «великой духовности» и соответствия древним идеалам, как будто дерево
без поливки, окапывания и прочих процедур может само собой плодоносить. Апостол
сказал: «Не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1 Кор. 15, 46). Это
означает, что без толку вести к святости людей, которые читать перестали и
писем не пишут, ограничиваясь sms-ками. Усидчивость, трудолюбие, аккуратность,
столь много могущие потом послужить человеку в духовной жизни, собственно
духовными качествами не являются. Это душевные навыки, вкладываемые
воспитанием. Нам этого очень не хватает. Нам не хватает культуры мышления,
культуры работы с текстами и обсуждения прочитанного. Нам не хватает всего того
душевного труда, который если будет, то неизбежно «выстрелит» в самых разных
гуманитарных областях и плодотворно отразится на жизни.
Человека заставляют думать путешествия (они оттачивают ум
человека). Его заставляют думать книги, музеи, музыка, живопись. Вообще
искусство есть не что иное, как в концентрированном виде сформулированный опыт
веков, увековеченный стараниями измученного человека (автора). Вся история
человечества – это история внутренних дерзаний, страданий, взлетов и падений.
Быть глухим к этой истории, считать, что «меня или нас она совсем не касается»,
есть некое новейшее варварство, тем более обидное и непростительное, что все
средства для избавления от варварства нам сегодня даны прямо в руки. cut
Автор сих строк робко вынашивает статью о тех Оптинских
старцах, которые любили науку, искусство и чья любовь эта не утаилась от
наставляемых ими. Мне понятно, что многие люди наши по складу души готовы
сказать грибоедовскими словами: «Собрать все книги – да и сжечь». И лишь когда
им укажут: «А вот эту книгу такой-то старец очень любил», они, пожалуй, скажут:
«Ну, эту, так и быть, оставьте». Именно поэтому мне хочется поговорить
когда-нибудь о старцах с точки зрения богатства души, которым они отличались,
органически сочетая и святость, и образованность, и широкий круг интересов.
Вот Варсонофий был большим знатоком и любителем оперы, играл
на музыкальных инструментах и прекрасно знал художественную литературу, что и
по беседам его видно. Душевное не только не мешало духовному, но и питало,
поддерживало, помогало расти духовному многоплодному древу. Неужели можно
думать, что великому монаху Пушкин был важен, а нам можно жить так, словно его
и не было вовсе? Или Нектарий. Тот, всю жизнь проживший в монастыре, в
монастыре же и прошел весь курс доступных наук. Он изучал всемирную историю,
французский язык, математику, философию, да так изучал, что многие гости
Оптиной интересовались: «Какой университет батюшка окончил?» Нектарий говорил:
«Я приникаю к научности» – и еще: «Перестаньте думать, начните мыслить!» Знание
новейших открытий в разных областях науки помогало ему закрывать легкомысленные
уста людей сомневающихся и над верой смеющихся. Ну, это ли не пример?! А разве
это только Оптиной касается? Нельзя спасаться в невежестве. Нужно спасаться в
простоте. А простота и невежество вовсе не синонимы.
/cut
|